Заемщики «стесняются» места работы: в БКИ обеспокоены ростом числа кредитных заявок с фальшивыми данными.

По сведениям Объединенного кредитного бюро (ОКБ), при подаче заявок на кредиты значительная часть нарушений – это предоставление фальшивых данных о месте работы потенциальных заемщиков. Так по итогам 2012 года из 40 тыс. поданных заявок на получение потребительских займов около 8 тыс. составили заявки, где была указана недостоверная информация о работодателях. Такой подсчет был основан на данных, полученных от 30 ведущих коммерческих банков России, деятельность которых направлена на потребительское кредитование населения.\n \n К сожалению, специалисты отмечают, что банки все чаще сталкиваются с мошенничеством и обманом со стороны клиентов. В целом за прошлый год заемщики-физлица пытались получить полмиллиарда заемных средств, сообщая о выдуманных работодателях и месте работы. И статистика неумолима: за 2012 год количество кредитных заявок, в которых выявлены признаки мошенничества, увеличилось на более чем 30%, от чего страдают не только банки-кредиторы, а и добросовестные клиенты. Ведь, учитывая риски, банки вынуждены закладывать свои возможные убытки в ставки по кредитам, тем самым вынуждая порядочных заемщиков платить намного больше.\n \n Во многих случаях граждане, преследуя злой умысел, указывают в заявках организации, исключенные из ЕГРЮЛ, компании, которые имеют массовую регистрацию или не числятся по фактическому адресу, а также фирмы-однодневки, информация о которых отсутствует в реестре юридических лиц или налоговых органах. Такая ситуация, о которой свидетельствуют данные исследований ОКБ, скорее характерна для крупных банков. В этом случае логика мошенников проста: в большой кредитной организации наблюдается огромный поток клиентов и заявок, поэтому есть шанс остаться «незамеченным».\n \n Чтобы хоть как-то снизить банковский риск при выдаче потребительских займов, Центробанк опубликовал на своем официальном сайте списки ликвидированных организаций, а также компании, которые отсутствуют по адресу ЕГРЮЛ. При этом регулятор настоятельно рекомендует кредитным организациям пользоваться такой информацией при работе с корпоративными клиентами по обновлению сведений о юридических лицах, которые уже находятся на обслуживании в банке, а также при оценке рисков и рассмотрении вопросов о расторжении договоров с компаниями. Но в то же время такие списки могут помочь кредиторам проверять данные о трудоустройстве потенциальных заемщиков, которые они указывают в своих кредитных заявках.\n \n Несмотря на то, что списки, предоставленные Центробанком, принимаются к сведению при изучении данных клиентов, банкиры справедливо полагают, что этого все-таки недостаточно и подобная информация должна подтверждаться, как минимум, телефонным звонком работодателю. И если в результате проведенной проверки обнаруживаются доказательства фальсификации, то такому заемщику безоговорочно отказывают в займе, а его идентификационные данные вносятся в черный список, в котором содержится информация о неплательщиках и мошенниках. При этом банк в обязательном порядке расскажет об этом своим коллегам, чтобы оградить их от сотрудничества с нечестным клиентом. А учитывая, что нередко один мошенник пытается оформить кредит одновременно в нескольких банках по аналогичным документам, такая превентивная мера позволяет снизить риски кредитования до разумного минимума.\n Не забывают кредиторы вносить данные о мошенниках и в Бюро кредитных историй. Тогда у человека в его личном деле появляется запись о том, что он пытался получить кредит, предоставляя фальшивые данные. А, имея такую репутацию, вернуть доверие банков и получить заем в будущем ему уже вряд ли удастся.\n \n Но эксперты акцентируют внимание и на другой проблеме – низкой финансовой грамотности населения. Дело в том, что граждане далеко не всегда умышленно указывают в заявках недостоверную информацию о работодателе, иногда это происходит по ошибке (например, был неверно указан ИНН). Кроме того, не исключено, что заемщик просто не хочет, чтобы работодатель узнал об оформлении кредита, считая это вторжением в личную жизнь.\n \n По мнению участников рынка, проблема с мошенничеством заемщиков на этапе подачи кредитных заявок была бы полностью решена, если бы банки получили доступ к информации Пенсионного фонда. А сейчас в большинстве случаев кредиторы вынуждены просто закладывать свои риски в процентные ставки по займам и верить заемщикам на слово.

Другие статьи
© 2013 - 2024 / Проект FinDept.ru «Финансовый отдел»
Содержание сайта не является офертой или рекомендацией и носит информационно-справочный характер.
Информация на сайте может быть не актуальна.